Несколько полезных советов для новичков
Сегодня трудно найти бизнес, который бы не имел своего представительства в соцсетях или хотя бы не рассматривал такой вариант продвижения. Причин тому великое множество, важнейшей из которых является возможность выходить на конкретные сегменты целевой аудитории. К тому же, в последние годы соцсети представили массу новых инструментов, например, для создания торговых витрин или бронирования билетов, и продолжают планомерно развиваться. Сегодня мы поделимся с вами советами, как правильно выбрать специалиста для развития вашего SMM, если вам незнакомы все детали этого процесса.
Агентство или фрилансер?
Рассмотрим оба варианта.
Плюсы обращения к частному лицу:
- Цена. Главная причина, по которой выбирают фрилансеров, а не агентства - более низкий ценник, плюс, готовность работать практически с любым бюджетом
- Гибкость. Фрилансеры, как правило, в своей работе не опираются на сложную инфраструктуру и готовы подстраиваться под специфику и "хотелки" своих заказчиков
Плюсы обращения в агентство:
- Репутационный багаж. Бизнес с многолетней историей, как правило, трепетно относится к накопленной репутации и всевозможными способами стремится, чтобы все клиенты остались довольны
- Прозрачность. "Пробить" агентство на предмет кейсов и реальных отзывов обычно проще, чем фрилансеров
- Регулярная отчетность. Обычно этот пункт по умолчанию уже имеется во внутренних регламентах digital-агентств
- Заменяемость сотрудников. Например, в случае болезни вашего менеджера на время его сменит другой, что снижает вероятность срыва дедлайнов из-за человеческого фактора
Критерии выбора
Вне зависимости от того, агентство или фрилансера вы ищете, обратите внимание на следующие моменты:
- Специализация. Важно, чтобы для исполнителя SMM был не прикладной активностью, а одной из основных услуг. Согласитесь, сложно научиться одинаково хорошо и строить дома, и лечить артрит, особенно в сжатые сроки, и ради одного клиента
- Опыт. Несмотря на то, что рынок SMM-услуг относительно молодой, лучше выбирать специалистов со стажем от 3-5 лет. Соцсети, как и новую машину, необходимо прочувствовать, понять как они реагируют на те или иные действия, буквально на клеточном уровне ощутить особенности их аудиторий. Одного-двух лет для этого недостаточно
- Достижения. Как правило, эффективность работы SMM-специалистов оценивается в изначально утвержденных с заказчиком KPI. В качестве KPI могут выступать: количество подписчиков, количество лайков/шеров к постам, количество забронированных билетов или реализованных промо-кодов и т.д. Не поленитесь, изучите кейсы будущего подрядчика, узнайте, как он сам описывает свои успехи. Обычно, если есть чем гордиться, агентства размещают такие кейсы на собственных сайтах
- Клиентский ПУЛ. Чем крупнее и известнее бренд - тем выше вероятность, что у выбранной вами кандидатуры высокая экспертность. Но стоит иметь в виду, что некоторым агентствам свойственно чуть приукрашивать действительность и вносить в список клиентов даже тех, кому были оказаны совсем крошечные, разовые услуги
- Собственные странички в соцсетях. Все помнят поговорку про сапожника и сапоги? Учитывая, что SMM-бизнес не может похвастаться высокой маржой, многие исполнители (особенно фрилансеры) не имеют ресурсов (а иногда и необходимости) для регулярного обновления собственных страниц. Тем не менее их изучение поможет составить вам первичное представление об исполнителе
- Отзывы. Важно не только понять соотношение положительных/негативных отзывов. В идеале стоит узнать у бывших клиентов детали: легко ли им было поддерживать коммуникации с подрядчиком, "не пропадал ли он с радаров", не было ли проблем с приемом работ и т.д.
Бюджеты и услуги
Агентствам и фрилансерам свойственно два разных сценария. Первые чаще продают услуги в виде готовых пакетов, фрилансеры больше склонны к формированию индивидуальных, под конкретного заказчика. По оценкам специалистов, средний минимальный бюджет, с которыми готовы работать агентства, составляет 25 000-40 000 рублей в месяц, фрилансеры - 5 000-10 000.
Все агентства условно делятся на пять ценовых сегментов: Эконом (бюджеты могут быть меньше 25 000), Низкий (25 000-50 000), Средний (50 000-100 000), Высокий (100 000 - 150 000) и Премиум (свыше 150 000).
Важно не путать бюджеты и стоимость услуг, так как в первом случае может подразумеваться не только стоимость проделанной работы, но и количество денег, направленных на продвижение страничек/постов (то есть заплаченных соцсетям).
Размер бюджета в первую очередь зависит от комплекса действий, которые необходимо предпринять, а также от тематики бизнеса и особенностей целевой аудитории клиента.
Чуть менее важный фактор - географическое расположение SMM-подрядчика. Логично, что услуги московского специалиста будут стоить дороже, чем, скажем, в Воронеже.
Минимальный пакет, как правило, содержит самые основные услуги:
- Разработка контент плана
- 15-30 публикаций (постов) в месяц
- Настройка таргетированной рекламы в зависимости от задач
- Отчет о проделанной работе/достигнутых KPI
В более дорогих пакетах (от 40 000-60 000 рублей в месяц и выше) могут встречаться следующие опции:
- Визуальное оформление страничек
- Работа с негативными откликами
- Массфоловинг
- Индивидуальная разработка кампаний, акций, конкурсов и других активностей
- Продвижение видео (в частности - на ютубе)
- Брендирование контента (водяные знаки на фото, уникальные хештеги и т.д.)
- Вирусные посевы на сторонних площадках и т.д.
О чем спросить на встрече
Перед тем, как мы расскажем, где именно искать подрядчиков, предлагаем изучить еще одну небольшую шпаргалку.
Что стоит узнать у подрядчика уже при детальном обсуждении проекта и на что обратить внимание при первой встрече:
- Зафиксируйте для себя - подготовился ли будущий подрядчик ко встрече с вами. Хороший признак, если он еще накануне попытался составить собственное мнение о будущем проекте, изучил текущее состояние дел (нашел ваши странички, сделал соответствующие пометки)
- Попробуйте понять, держит ли подрядчик руку на пульсе отрасли. В SMM, как и в SEO, довольно часто меняются правила игры, поэтому крайне важно найти исполнителя, регулярно отслеживающего тренды и нововведения. Не знаете, как сформулировать вопрос - просто спросите о последних изменениях в алгоритмах соцсетей и на что это повлияло. Если вам сразу расскажут о том, что изменилось за последний год - замечательно
- Если вы обратились в агентство - узнайте, будет ли у вас доступ к непосредственному исполнителю. Это может сильно упростить жизнь в случае появления срочных задач
- Спросите, какие именно свои достижения будущий подрядчик считает наиболее весомыми. Как правило, для бизнеса менее важен креатив, более - статистика. Если исполнитель рассуждает исключительно категориями из серии "красиво" и "необычно" - это тревожный звоночек. Любой креатив хорош только если он работает, а если он сработал - тогда, где показатели?
Где искать подрядчиков
Что касается фрилансеров, наиболее частый сценарий - обращение по рекомендации знакомого. Если таких знакомых у вас нет, есть смысл поискать подрядчиков на специализированных форумах и в группах в соцсетях (пример группы).
Систематизированную информацию об агентствах можно найти в каталоге SMM-агентств. В карточках компаний находятся самые разнообразные данные: от месторасположения и специализации до расценок и полученных профессиональных наградах.
Тем, кто затрудняется сделать выбор таким образом, можно посоветовать провести тендер. Для этого нужно заполнить специальную форму. Идеально, если на шаге "Расскажите о задаче подробнее" вы не только вставите описание проекта, но и ваши личные требования к заказчику (например, физическое присутствие его в вашем городе, опыт работы с конкретными соцсетями или тематикой, что вы представляете и т.д.).
После этого останется только подождать пару недель (обычно организаторы тендеров назначают дату подведения итогов через 2-3 недели после старта приема заявок) и затем можно выбирать, чья конкурсная заявка больше других соответствует вашей задаче и финансовым возможностям.