Статистика и рекомендации для тех, кому предстоит заказать приложение впервые
Несмотря на то, что отрасль мобильной разработки в России насчитывает буквально несколько лет, она уже сформировалась. По данным CMS Magazine количество компаний, предоставляющих услуги по мобильной разработке в 2018 году приблизилось к 570, а общее количество разработанных ими приложений превысило 12 500. При этом у всех разработчиков разный опыт и специализация. Как же выбрать максимально подходящего под специфику будущего проекта подрядчика?
Мы рекомендуем разбить эту задачу на четыре основных шага:
- Составление брифа (черновика будущего ТЗ)
- Составление списка собственных требований к будущему подрядчику
- Поиск соответствующих списку с требованиями кандидатов
- Проведение тендера (по желанию)
Ниже - подробнее о каждом из шагов.
1. Составление брифа
Обычно детальное ТЗ (техзадание) на приложение составляется уже при помощи специалистов выбранного подрядчика. Однако, чтобы выбрать агентство-разработчика, нужно составить его лайт-версию (бриф).
Вначале достаточно зафиксировать самые главные тезисы в свободной форме или заполнить универсальный шаблон брифа. Вот на какие вопросы нужно получить ответы в процессе составления брифа:
- Точно ли нужно приложение, а не адаптивный сайт или его мобильная версия?
- Каковы цели и задачи приложения (например, это могут быть продажи или сбор статистической информации)?
- В чем заключается польза приложения для пользователей?
- Какова специфика вашего бизнеса/приложения?
- Что из себя представляет целевая аудитория приложения?
- Какие целевые действия требуются от пользователей (покупки, общение и т.д.)?
- Знаете ли вы приложения, похожие по функционалу или визуальной стилистике на то, что вам необходимо?
Обязательная для брифа информация:
- Каковы сроки на разработку приложения
- Под какие платформы нужно приложение (Android, iOS)
- Тип приложения (игра, обучающее, интернет-магазин и т.д.)
- В чем заключаются особенности тематики, который вы представляете (еда, финансы, спорт)
- Особенности целевой аудитории на которую ориентировано приложение
- Функции, которые по вашему мнению необходимы (личный кабинет, авторизация через популярные соцсети, уведомления в режиме реального времени и т.д.)
- Интеграции с какими системами и сервисами понадобятся
Еще одна важная информация, с которой нужно определиться на первом шаге, но которую можно не указывать в брифе - это объем бюджета.
2. Составление списка собственных требований к будущему подрядчику
Как ни крути, но, пожалуй, главный критерий - это бюджет проекта. Причем важна не только и не столько стоимость человеко-часов конкретного разработчика, но и уровень минимального бюджета, с которым он готов работать.
Здесь важно понимать, что агентства, специализирующиеся на разработке мобильных приложений можно разделить на четыре ценовых сегмента:
Премиум (подрядчик не берет в работу проекты с бюджетом ниже 1 000 000 рублей), Верхний (от 500 000 до 1 000 000), Средний (от 200 000 до 500 000) и Нижний (бюджет не превышает 200 000 рублей). То есть, если у вас, скажем, в наличии 400 000 рублей, то вам нужно искать своего подрядчика среди агентств Нижнего и Среднего ценового сегмента.
На что еще нужно обращать внимание:
- Опыт и возраст агентства
- Месторасположение агентства (если вам важно быть с ним в одной городе)
- Специализация на нужной операционной системе (Windows Phone, Android, iOS)
- Опыт разработки приложений нужного типа (игры, соцсети, интернет-магазины и т.д.)
- Опыт работы с тематикой, к которой относится ваше будущее приложение (развлечения, финансы, бизнес, спорт и т.д.)
Для примера предлагаем представить, что нужна образовательная игра на iOS (мы решили протестировать на этой платформе, в случае успеха планируя позже заказать и на остальных). При этом максимум, что у нас есть на эти цели - 400 000 рублей. В таком случае список требований будет выглядеть следующим образом:
- Возраст компании: от 3 лет (помня о том, что "старичков" на рынке еще нет)
- Месторасположение - не важно
- Специализация на Windows Phone, Android, iOS (ведь мы планируем, что iOS - это только начало и нам важно думать на перспективу)
- Опыт разработки мобильных игр, при этом крайне желателен опыт в сфере игрового образования
- Нижний или Средний ценовой сегмент
3. Поиск соответствующих списку с требованиями кандидатов
Следующий шаг - поиск соответствующих списку подрядчиков. Рекомендуем для этого использовать такой инструмент как Рейтинг разработчиков мобильных приложений. Здесь собраны лучшие представители рынка, но это не значит, что все они имеют высокий ценник. Для удобства вверху имеются несколько фильтров, один из них - Цены, позволяет видеть представителей определенной ценовой категории.
Как работать с рейтингом? Вернемся к нашему примеру и списку требований к подрядчику, который у нас получился. Опираясь на эту подсказку, выберем в фильтре ОС значение iOS, затем в фильтре Категории - Игры, а затем в фильтре Цены - Средний. Система выдала список подходящих агентств. Кликая по их названиям в рейтинге, можно изучать их карточки или сайты.
В некоторых ситуациях поиски подрядчика заканчиваются уже на третьем шаге - если нашелся подходящий, которому сразу можно написать запрос, приложив бриф.
Кстати, если вашему приложению нужны необычные решения, стильные визуализации, анимации и мощная креативная концепция, обратите внимание на Рейтинг разработчиков дизайна мобильных приложений. Он сформирован с учетом количества побед агентств во всевозможных конкурсах приложений и их статуса.
4. Проведение тендера
Если сразу не удалось найти того единственного разработчика, который филигранно бы подошел под ваши задачи, есть смысл провести тендер. Это более автоматизированный вариант, идеально подходящий в ситуациях, когда хочется разово изучить большее количество потенциальных подрядчиков.
Есть несколько простых и бесплатных способов провести тендер на мобильную разработку:
- Отметьте галочками в рейтинге понравившихся участников и нажмите кнопку «Организовать тендер», которая появится внизу
- Сразу обратитесь к сервису для поиска digital-подрядчиков Workspace и заполните эту форму
Чтобы получить как можно более детализированные (а, значит, полезные) отклики, мы рекомендуем закладывать не менее 2-3 недель от момента подачи объявления до окончания приема заявок. После чего, собственно, можно сформировать собственный ТОП-3 претендентов, которых можно пригласить на личные встречи или skype-call (в случае, если они располагаются не в вашем городе). Как правило, достаточно 1-2 встреч с наводящими вопросами с двух сторон, чтобы сделать окончательный выбор и обсуждать детали проекта уже с конкретным подрядчиком.
Надеемся, вам была полезна эта инструкция.
Удачи и успехов вашему проекту!